УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________А.В. Кадлубай
«24» июня 2020 г.
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования в 2020/2021 учебном году обусловлены:
обеспечением равных условий для получения общего среднего образования во всех видах учреждений общего среднего образования;
началом перехода на обновленное содержание образовательной программы среднего образования;
актуальностью организации образовательного процесса на основе и в сочетании системно-деятельностного, культурологического, личностно ориентированного и компетентностного подходов.
В 2020/2021 учебном году обновленное содержание учебных предметов изучают учащиеся X класса. Учебные программы по учебным предметам утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.06.2020 № 140.
При реализации образовательной программы базового образования изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык» начинается с V класса, иных учебных предметов – с VIII класса.
Дополнительно выделяемые учебные часы в неделю для изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в VIII и IX классах используются на организацию и стимулирование учебной деятельности учащихся по овладению системными знаниями, умениями оперировать ими при выполнении учебных и приближенных к реальным условиям заданиям. Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы /.
В целях сохранения здоровья учащихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, необходимой двигательной активности образовательный процесс при реализации образовательных программ организуется в соответствиис требованиями Специфических санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525; Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г.
№ 206 (ред. от 03.05.2018).
Формирование опыта деятельности учащихся на основе приобретаемых знаний для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности человека, общения и социальных отношений является актуальным аспектом образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования.
Результаты участия 15-летних учащихся Республики Беларусь в международном сравнительном исследовании PISA-2018 по трем направлениям (читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность) указывают, в частности, на то, что:
опыт их работы с текстами в наибольшей степени связан с художественной литературой и в значительно меньшей степени – с несплошными текстами (текстами, содержащими диаграммы, карты, таблицы или графики), а также с текстами со ссылками на интернет-страницы (при этом именно опыт работы с несплошными текстами позволил учащимся получить наиболее высокие результаты);
анализ данных, которые необходимо получить из таблиц и диаграмм, решение задач, условие которыхдополнено иллюстрацией, вызывали затруднения при выполнении заданий с математическим содержанием;
комбинированные задания, которые включают симуляцию, выбор, анализ графика, установление последовательности и соответствия, а также текст в различных комбинациях, вызывали наибольшие затруднения при выполнении заданий с естественнонаучным содержанием.
Поддержанию мотивации на высоком уровне, формированию метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей способствуют использование воспитательного потенциала содержания учебных и факультативных занятий, разнообразные формы активной деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая), способы организации учебно-познавательной деятельности.
Для I-IX классов по всем учебным предметам издана серия пособий «Компетентностный подход». Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала придополнено иллюстрацией, вызывали затруднения при выполнении заданий с математическим содержанием;
комбинированные задания, которые включают симуляцию, выбор, анализ графика, установление последовательности и соответствия, а также текст в различных комбинациях, вызывали наибольшие затруднения при выполнении заданий с естественнонаучным содержанием.
Поддержанию мотивации на высоком уровне, формированию метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей способствуют использование воспитательного потенциала содержания учебных и факультативных занятий, разнообразные формы активной деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая), способы организации учебно-познавательной деятельности.
Для I-IX классов по всем учебным предметам издана серия пособий «Компетентностный подход». Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Это соответствует современным образовательным тенденциям и, в частности, походам, которые реализуются в заданиях международного исследования качества образования PISA. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении поурочного или тематического контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.
Обращаем внимание, что материалы серии «Компетентностный подход» отражают особенности заданий по оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности, представленных в международном исследовании качества образования PISA. Это позволяет использовать их в образовательном процессеосуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Это соответствует современным образовательным тенденциям и, в частности, походам, которые реализуются в заданиях международного исследования качества образования PISA. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении поурочного или тематического контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.
Обращаем внимание, что материалы серии «Компетентностный подход» отражают особенности заданий по оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности, представленных в международном исследовании качества образования PISA. Это позволяет использовать их в образовательном процессе как аналог заданий исследования PISA для знакомства учащихся с формулировками вопросов, особенностями интерпретации изучаемого материала, требованиями к результатам выполнения заданий.
К новому учебному году:
утверждены типовые учебные планы общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83);
определена продолжительность четвертей и каникул в 2020/2021 учебном году (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 12.02.2020 № 02-01-19/1432/дс «О завершении 2019/2020 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования»);
определен перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов при проведении в 2020/2021 учебном году итоговой аттестации учащихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135);
осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Это соответствует современным образовательным тенденциям и, в частности, походам, которые реализуются в заданиях международного исследования качества образования PISA. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении поурочного или тематического контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.
Обращаем внимание, что материалы серии «Компетентностный подход» отражают особенности заданий по оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности, представленных в международном исследовании качества образования PISA. Это позволяет использовать их в образовательном процессе как аналог заданий исследования PISA для знакомства учащихся с формулировками вопросов, особенностями интерпретации изучаемого материала, требованиями к результатам выполнения заданий.
К новому учебному году:
утверждены типовые учебные планы общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83);
определена продолжительность четвертей и каникул в 2020/2021 учебном году (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 12.02.2020 № 02-01-19/1432/дс «О завершении 2019/2020 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования»);
определен перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов при проведении в 2020/2021 учебном году итоговой аттестации учащихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135);
как аналог заданий исследования PISA для знакомства учащихся с формулировками вопросов, особенностями интерпретации изучаемого материала, требованиями к результатам выполнения заданий.
К новому учебному году:
утверждены типовые учебные планы общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83);
определена продолжительность четвертей и каникул в 2020/2021 учебном году (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 12.02.2020 № 02-01-19/1432/дс «О завершении 2019/2020 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования»);
определен перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов при проведении в 2020/2021 учебном году итоговой аттестации учащихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135);
разработаны рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами по учебным предметам для X класса.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (ред. от 26.12.2018);
Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125;
Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред. от 02.12.2019) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);
Специфические санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525Перечень документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленный в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 (ред. от 04.05.2019);
Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, установленный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164;
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 29.09.2010);
Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (ред. от 28.01.2019) (далее – Правила проведения аттестации);
Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов в 2020/2021 учебном году, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135;
Инструкция о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 (ред. от 08.06.2017);
Комментариев нет:
Отправить комментарий